УРАВНЕНИЯ ПРОДОЛЬНОГО И БОКОВОГО ДВИЖЕНИЯ
Уравнения собственного продольного и бокового движения. Представим математическую модель полного собственного движения самолета в пространстве состояний в виде следующего векторного уравнения:
*п№~1 Гап А6п 1 Г хп(t) 1 М*>-1 1-Ап6 А6 J |_x6(t) J
Вектор-столбец переменных состояния продольного движения самолета
[хп (t)]r = [Аса,(t) Аа(0 Ли (I) AV (t), А0 (I) АН (I) AL(t)]. (2.102)
Вектор-столбец переменных состояния бокового движения самолета [x6(t)]T = [Дсох(1) Дшу (I) Ар (I) Ау (t), Ay (I) A¥(t) Az(t)]. (2.103)
Матрица состояния продольного движения самолета
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
|
Матрица состояния перекрестных связей из бокового движения в продольное.
Матрица состояния перекрестных связей из продольного движения в боковое
(2.107)
С формальной математической точки зрения уравнение (2.101) может быть разделено на два независимых уравнения, если равны нулю или пренебрежимо малы все элементы матриц А6п и Ап6.
Для разрежения матриц А6п и Ап6 можно сделать несколько физических Допущений. Так, если предположить симметричность самолета относи-
тельно плоскости ХОУ, то производные сил и моментов, действующих в продольной плоскости по параметрам бокового движения, будут равны нулю:
(2.108)
![]() |
![]() |
![]() |
Это объясняется тем, что разложение сил и моментов в ряд Тейлора проводилось в окрестности опорного движения, а сами эти функции равны нулю в точке, соответствующей опорному движению в силу их симметрии. Аналогичным образом производные сил и моментов, действующих в плоскостях Х02 и YOZ, по параметрам продольного движения также будут равны нулю:
. Следующим допущением является переход к рассмотрению частного случая пространственного движения, когда самолет летит без крена у0 = О,
у а = 0. Тогда sin у° = 0 и siny° = 0. При малых углах атаки а° = 0 и sina° = 0. Если движение самолета происходит без скольжения (Р° = 0), путевой угол совпадает с углом рыскания (*F° = у°), а опорное движение
совершается с нулевыми угловыми скоростями GK = <в,° = <в° = О (прямолинейный горизонтальный полет без крена и скольжения).
Новые выражения для коэффициентов динамических уравнений поступательного движения приведены в табл. 19 приложения с учетом изменившихся выражений для производных сил. Выражения для коэффициентов кинематических уравнений поступательного движения, динамических и кинематических уравнений вращательного движения, а также уравнений геометрических соотношений приведены соответственно в табл. 20-23 приложения.
Анализ выражений для коэффициентов показывает, что все коэффициенты, составляющие матрицы А6п и Ап6, тождественно равны нулю. Следовательно, А6п = 0, Ап6 = 0, что позволяет рассматривать продольное и боковое собственное движение самолета независимо друг от друга. Уравнение (2.102) распадается на два уравнения:
Mt) = A6x6(t)
Решения уравнений (2.110) и (2.111) имеют вид:
МО = q>„(t, t0)xn(t0); (2.112)
хб(0 = Vefti to) хб(1о)’ (2.113)
где ФпР, t0), p6(t, t0)-переходные матрицы состояния соответственно продольного и бокового движения самолета.
Уравнения вынужденного продольного и бокового движения. Представим математическую модель полного вынужденного движения самолета в ’56
пространстве состояний с учетом модели собственного движения (2.101) в виде следующего векторного уравнения: ‘
Г *п(0] Гм о МО] Гву вЦ Г Mt)] Г В* ВМ1 Г МО]
LmoJ Lo mJImoJ ві J L^(t)-I L-B»6 bm Lu»(t)J
(2.114)
Вектор-столбец входа по управляющим воздействиям в продольном движении самолета
С«І(03Т = [ДМО A8,(t) A8,(t) ASp(t)]. (2.115)
Вектор-столбец входа по управляющим воздействиям в боковом движении самолета
[М0]г = ОМО A8B(t) А8,(ед. (2.116)
Вектор-столбец входа по внешним возмущениям в продольном движении самолета
[Un(0]T = [Afx(0 Afy(t) Ama(0 Aaw(t) Aaw(t)]. (2.117)
Вектор-столбец входа по внешним возмущениям в боковом движении самолета
[Нб(0]т = [Afz(t) AmXB(0 Атув(0 Apw(t) A$w(0]. (2.118)
Матрица входа по продольным управляющим воздействиям
(2.119)
Матрица входа по боковым управляющим воздействиям
Матрица входа по перекрестным связям продольных управляющих воздействий с параметрами состояния бокового движения
(2.122)
Матрица входа по продольным внешним возмущениям
4,^. |
aMt. dw |
|||
aa, fx |
aa, fy |
0 |
ao, aw |
au. d*. |
0 |
0 |
0 |
0 |
о |
av, f, |
aV, fy |
0 |
о |
|
ae, f„ |
a9,fy |
0 |
a9haw |
о |
0 |
0 |
0 |
aH, B* |
о |
0 |
0 |
0 |
0 |
о |
(2.124)
Матрица входа по перекрестным связям продольных внешних возмущений с параметрами состояния бокового движения
(2.125)
Матрица входа по перекрестным связям боковых внешних возмущений с параметрами состояния продольного движения
(2.126)
Элементы матриц раскрыты в табл. 24 и 25 приложения.
Условием независимости продольной и боковой составляющих вынужденного движения самолета является равенство нулю всех элементов
матриц в£п, В„6, ВбП, Й^6. Для симметричного относительно плоскости XOY самолета это достигается в прямолинейном полете без скольжения. Тогда векторное уравнение полного вынужденного движения самолета (2.114) можно представить в виде двух независимых уравнений с новыми значениями коэффициентов, приведенных в табл. 24 и 25 приложения:
хп (I) = Апхп (I) + ВГ иу (I) + в! un(t); (2.127)
х6 (I) =А6х6 (I) + Вуб »1 (1) + Вё u6 (t). (2.128)
Решения уравнений (2.127) и (2.128) имеют следующий вид:
і
Х„ (t) = ф„ (t) Хп (0) + J Фп (t _ т) Ву иу (х) dx +
о
t
+ |<Рп(4-т)Впип(т)йт; (2129)
О
t
х« (t) = фв (t) хб(0) + J q>6 (t — т) (т) dx +
о
t
+ J Фв (t — т) Вб Иб (т) dx. (2.130)
о
Таким образом, полное пространственное движение самолета можно рассматривать как два независимых движения: продольное и боковое.